История архива

  Тулунский городской архив

История образования архивов Иркутской области неразрывно связана с принятием Советским правительством 1 июня 1918 года Декрета о реорганизации и централизации архивного дела.

В целях обеспечения охраны, собирания, разработки и использования для нужд социалистического строительства архивных материалов низового советского аппарата, новостроек, совхозов, МТС, колхозов – Президиум Восточносибирского Крайисполкома протоколом от 31 января 1935 года Постановил:

– организовать районные архивы при Районных Исполнительных комитетах.

В перечне вновь организованных архивов значился – Тулунский районный архив.

За время своего существования архив несколько раз менял свое название:

- в 1965 – Государственный архив райисполкома Тулунского районного Совета депутатов трудящихся.1

– в 1969 году – Тулунский городской государственный архив исполни -

тельного комитета Тулунского городского Совета депутатов трудящихся.2

- в 1992 году – архивный отдел администрации г.Тулуна.3

- в 1994 году – архивный отдел мэрии г.Тулуна.4

– Распоряжением мэра городского округа от 25.01.2006 года № 08 мэрия города Тулуна была переименована в муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун». В связи с переименованием изменилась структура учреждения.Архивный отдел вошел в структуру аппарата мэра городского округа.

Руководствуясь решением Думы городского округа от 26.12.2007 года

№151-ДГО «Об утверждении структуры администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун», аппарат мэра городского округа переименован с 15.01.2008 года в аппарат Администрации городского округа. В связи с этим архивный отдел тоже переименован в архивный отдел аппарата администрации городского округа с 15.01.2008 года и по настоящее время.

Годы становления архива оказались наиболее трудными: сказывались отсутствие квалифицированных кадров, помещений для хранения документов, слабая материально-техническая база. Основными задачами являлись прием документов от организаций, их упорядочение и обеспечение сохранности.

21 августа 1935 года на заседании президиума Тулунского райисполкома принято решение:5

- принять в штат райисполкома ввести единицу архивариуса с окладом 180 рублей;

- определить источники комплектования райархива;

- обязать все учреждения, организации, с/советы, совхозы, МТС, колхозы,

находящиеся на территории города Тулуна, поселков Тулун и Перевоз

- привести в надлежащий порядок все архивные материалы:

а) все документы по делам подобрать и подшить в хронологическом порядке;

б) в каждом деле завести внутреннюю опись всех документов;

в) на все дела составить описи и подготовить их к сдаче в Райархив.

- обязать все учреждения и организации не позднее 20 сентября 1935 г. все дела по 1930 год включительно, а сельсоветы, совхозы, МТС и колхозы к тому же сроку, все дела по 1932 год включительно сдать в Райархив.

Первый документ датирован 1926 годом.

19 октября 1935 года на заседании президиума Тулунского райисполкома принимается решение:6

- о выделении помещения для размещения первых принятых документов на первом этаже здания райисполкома 20 кв.м.;

- о постройке здания для районного архива.

Но … война внесла свои коррективы, отдельного здания архив не имел еще долгие годы.

Много лет, начиная с 30 годов, в здании райисполкома хранились документы исполнительных комитетов города и района, колхозов, предприятий, организаций и учреждений города и района, с помощью которых можно было проследить все основные этапы развития Тулунского района.

Только в 1974 году впервые архиву было выделено специальное помещение в жилом доме № 128 по улице Ленина площадью 33 кв.м, которое тоже в полной мере не обеспечивало сохранность архивных документов.

В 1999 году архиву выделено новое помещение, площадью 138, 4 кв. м. (2-ой этаж) здания по адресу: г. Тулун, ул. Гидролизная, 17, имеется рабочая комната и два архивохранилища (первое хранилище оборудовано металлическими стеллажами, второе частично деревянными), установлена система охранной сигнализации.7

Для обеспечения сохранности документов по личному составу работников угольной промышленности, архивному отделу в 2007 году выделено дополнительное помещение площадью 84,3 кв.м. (в т.ч. площадь архивохранилища составляет 64 кв.м.) по адресу: микрорайон «Угольщиков», дом 2. Таким образом, общая площадь помещений архивного отдела на 01.01.2008г. составляет 222,7 кв.м., из них площадь архивохранилищ 150 кв.м. (хранилище А-50 кв.м., Б-36кв.м., В- 64кв.м.). Все архивохранилища оборудованы металлическими стеллажами.8

С 2017 года архивный отдел располагается в одном здании по адресу: ул. Гидролизная, 17 (занимает первый и второй этаж здания), общая площадь помещений архива 277,4 кв.м.. Сделан капитальный ремонт первого этажа.

Здание значится в реестре муниципального имущества и закреплено на праве оперативного управления за МУ «Администрация города Тулуна», в котором в настоящее время расположено структурное подразделение администрации города – архивный отдел.

Для обеспечения безопасности архивных документов в 1999 установлена охранная сигнализация, в 2003 году пожарная сигнализация, в 2005 году все

оставшиеся деревянные стеллажи заменены на металлические, для улучшения условий хранения архивных документов и состояния противопожарной безопасности архива 01.07.2006 г. произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака (обработка проводится 1 раз в 3 года), в 2009 году архивные дела полностью закартонированы, в 2010 году установлены защитные короба на электропроводку и защитные экраны на отопительные приборы по всем помещениям архива, в 2014 году во всех архивохранилищах установлена автоматическая система пожаротушения.

В архивохранилищах осуществляется контроль за температурно-влажностным режимом хранения документов, соблюдается световой и санитарно гигиенический режим. Все данные фиксируются в журналах.

В 1965 году в Государственном архиве Тулунского райисполкома

хранится 93 архивных фонда с общим количеством 5395 ед. хранения.

Данные являются приблизительными, по причине того, что учет документальных материалов отсутствует. Паспортизация архивов учреждений и организаций не проведена, ни какого учета и ни каких данных о наличии и состоянии документальных материалов в архивах учреждений, внесенных, в список №1 не имеется. Документы поступали в необработанном виде, описи составлены так, что по ним невозможно определить, от кого приняты документы. 9

По отчетным данным на 01.01.1985 г. в Тулунском горгосархиве числится 110 фондов, 16230 ед.хр., в том числе по личному составу 2491 дело. Книга поступлений заведена в 1980 г., по списку №1 числится 69 учреждений, в 4 –х из них созданы экспертные комиссии. На август 1985 г. по списку фондов значится 112 архивных фондов.10

На 01.01.2004г. по списку фондов числится 170 фондов, 30227 ед.хранения.

В связи с ликвидацией многих государственных организаций как городских, так и районных, Тулунский архив стал пополняться документами по личному составу ликвидированных предприятий и организаций.

Вскоре все архивохранилища архива были переполнены, площадей для новых поступлений не хватало. С загруженностью архивохранилищ возникла необходимость разделения документов города и района.

18 ноября 2003 года произошло разделение архива на городской и районный. Согласно Приказа Архивного управления Иркутской области № 26 от 18.11.2003г. «О передаче архивных фондов из архивного отдела г. Тулуна и внесение изменений в учетные документы» в районный архив передано 110 фондов 16189 дел постоянного хранения и по личному составу.

На 01.02.2004 г. в архивном отделе объем архивных документов составлял 14038 ед. хранения, 60 архивных фондов, 1 фотофонд-121ед. хр.:

– на 01.01.2005г.: 70 фондов, 15447 ед.хр.

– на 01.01.2010г.: 88 фондов, 23118 ед.хр.

– на 01.01.2015г.:106 фондов, 26318 ед.хр.

– на 01.01.2017г.:107 фондов, 28365 ед.хр.

В связи с увеличением поступления документов ликвидированных организаций ежегодно возрастает количество запросов граждан и организаций. Так, в 2002 году было исполнено-578 запросов, в 2003г.-836, в 2004 г. – 1079, в 2005 -1154, в 2006 г.-1578, в 2007 г. – 2438, в 2008 г. – 3058, в 2009 г. – 3453, в 2010 г. – 3878, в 2011г. – 4204, в 2012 г. – 4255, в 2013 г. – 4443, в 2014 г.- 4454, в 2015г.- 3582, в 2016 г.- 2091.

В 2006 году осуществлено введение в компьютер программного комплекса «Архивный фонд» по описанию фондов (на 01.01.2017г. внесено данных 100 %).

В 2010 году архивный отдел приступил к заполнению, приобретенного автоматизированного каталога базы данных по фонду № Р- 69 (Тулунский городской Совет народных депутатов и его Исполнительный комитет) – база данных о выделении земли, база данных о выделении квартир, база данных о награждении орденами и медалями (на 01.01.2017г. введено 35750 записей).

С сентября 2011 года архивный отдел имеет доступ к сети Интернет.

Официальный сайт МУ «Администрации г. Тулуна», создан в 2011 году. На сайте в разделе «Архив города» размещена необходимая информация о развитии архивного дела в г.Тулуне, исторические справки, публикации, реестр описей, список фондов. Ежегодно информация обновляется и пополняется.

В 2012 году приобретен и установлен комплект программного обеспечения ViPNet Trust Клиент для работы с Пенсионным фондом.

Ежегодно проводятся семинары с ответственными за делопроизводство и организацию архивного дела источников комплектования, подводятся итоги и обозначаются задачи на будущее, осуществляется методическое руководство и контроль за состоянием делопроизводства и работой архивов организаций. Работники отдела пропагандируют и используют архивные документы. В 2010 году архивный отдел награжден дипломом 1 степени за работу, проводимую в части использования архивных документов, в 2012 году дипломом за лучшую публикацию среди муниципальных архивов

Иркутской области. При помощи отдела издано несколько книг о г. Тулуне и Тулунском районе. Архивный отдел активно сотрудничает с краеведческим музеем г.Тулуна, исследователями, образовательными учреждениями города.

Проводится работа по установлению местонахождения документов по личному составу ликвидированных предприятий, в результате этой работы на 01.01.2017 на хранение принято 707 единиц хранения.

Запросы исполняются оперативно, просроченных запросов нет. Все запросы фиксируются в регистрационных журналах.

Сегодня мы с особым чувством уважения и благодарности относимся к тем людям, которые стояли у истоков развития архивного дела города Тулуна, которые смогли собрать и сохранить документальный фонд Тулунского архива это:

- Филатов Виктор Николаевич который приступил к работе 9 ноября 1935 года11;

- Жорова Валентина Васильевна, заведующая Райгосрхивом с 1965 – 1977 гг.;12

- Титова Тамара Ивановна, директор Тулунского горгосархива с 1977 г. – 1985 г.;13

- Шарова Наталья Александровна начальник архивного отдела мэрии г. Тулуна с 1985 г. – 2003 г. Труд Натальи Александровны был отмечен многими наградами и ее имя внесено в Книгу почета архивного управления Иркутской области.14

  • Гегина Наталья Ивановна, хранитель фондов, стаж работы в архиве с 1980 года (в настоящее время заведующая районным архивом), труд Натальи Ивановны отмечен Почетной грамотой Федерального архивного агентства, Почетной грамотой Министерства культуры и архивов Иркутской области, а также ее имя внесено в Книгу почета архивного агентства Иркутской области;
  • Солоха Валентина Ивановна, специалист по исполнению социально-правовых запросов, стаж работы в архиве более 10 лет с 1993 – 2005 год.15

- Андреенко Светлана Ивановна начальник архивного отдела с 2003 – 2016гг. (образование высшее), труд Светланы Ивановны отмечен многими наградами, в том числе Почетная Грамота Губернатора Иркутской области, архивного агентства Иркутской области, мэра города Тулуна. 16

– Кочнева Наталья Николаевна – ведущий специалист с 2003 – 2016гг.; (образование средне-техническое). 17

- Бобина Ольга Николаевна – специалист 1 категории с 2005 года по настоящее время, (образование средне-специальное).

С июня 2016 года начальником архивного отдела является Елена Викторовна Гранкина (образование высшее), с июля 2016 года ведущий специалист отдела Светлана Валерьевна Шашура (образование высшее).

За добросовестный труд начальник архивного отдела Андреенко С.И.,

ведущий специалист Н.Н.Кочнева, специалист 1 категории О.Н. Бобина неоднократно награждены грамотами и благодарностями за вклад в развитие архивного дела в городе Тулуне.

Архивные документы отражают основные этапы и события экономического, социального, культурного развития города Тулуна, процессы его административных преобразований и представляют собой исторически сложившуюся совокупность архивных документов за период начало XX века до наших дней.

Начальник архивного отдела

аппарата администрации

городского округа Е.В. Гранкина

 

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.